Х ристианское воспитание и образование
Воспитание- это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование- это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно не воспитанных и бездуховных и, с другой стороны, совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.
Необходимо еще разграничить понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание- будь то семейное или школьное- преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа построена на принципе" свободного воспитания", а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том, и в другом случае истинное воспитание отсутствует, так как здесь целью воспитания является не сам человек и его высшее благо, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется- меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.
Другое дело- религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же...
Епископ Александр (Милеант)
Cмирение состоит в том, что человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом, когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-то принял его слова, когда отвергает собственную волю свою, удерживает зрение, имеет постоянную смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труд и скорби.
Смиренный принимает скорбное как достойный того за грехи свои и считает себя заслужившим больших скорбей, нежели те, которые с ним случились..
Св. Петр Дамаскин
Смотрите еще в Памятке христианина